10 февраля 1890 года родился один из крупнейших русских поэтов XX века Борис Леонидович Пастернак
13:04 14.02.2025 16+
10 февраля 1890 года родился один из крупнейших русских поэтов XX века Борис Леонидович Пастернак.
Сын известных художника-импрессиониста и пианистки вошёл в творческий мир через живопись и музыку. "Мог бы стать художником, если бы работал", - говорил его отец Леонид Пастернак. А опыты начинающего композитора Бориса Пастернака поддерживал сам А.Н.Скрябин. Но, когда в 1913 году состоялась первая публикация стихов начинающего поэта, которые он долгое время скрывал от общественности, мир литературы стал для Бориса Пастернака творческим миром, "притянувшим" в себя лирику музыки и красноречивость живописи. Литература стала для него единственной сферой деятельности, отражающей все наклонности его творческой души.
Благодаря любви к музыке поэзия Бориса Пастернака становится "звукоговорящей". Он проецирует ритмообразующие повторы, свойственные музыкальным произведениям, на структуру стихотворения, умело используя приёмы словесных и звуковых повторов, а также рефрена.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела...
("Зимняя ночь". Б. Пастернак)
Словесный повтор "мело, мело" в первой строке стихотворения имеет звуковую перекличку с последующими катренами: "мело - летит - метель - лепила". А рефрен "Свеча горела на столе, Свеча горела" создает образ, который становится лейтмотивом всего стихотворения, а также его своеобразным "музыкальным ключом".
"Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана
Оно прокрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома посёлка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой...
... В лесу казённой землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо моё умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, нетронутый распадом:
"... Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство".
Это стихотворение "Август", в котором живопись поэтического пера Пастернака рисует реальные, почти осязаемые картины. В стихотворении запечатлена воображаемая мизансцена прощания с миром. Почти в реальных красках оживают молчаливо-говорящие людские образы. Начало стихотворения будто написано не пером, а кистью, и лишь концовка являет торжество поэтического слова.
Поэзия Бориса Пастернака глубоко философична. Философия его стихов обусловлена необыкновенно тесным сближением человека и природы, природы в её бытийном и космическом масштабах. Это своеобразное созерцание себя, своего места в огромном мироздании. Это страх маленького и слабого человека перед вселенским хаосом. Это долгое совершенствование своего сознания, итогом которого является любование тем, как "Потеют от тепла скворешни":
ЕДИНСТВЕННЫЕ ДНИ
На протяженьи многих зим
Я помню дни солнцеворота,
И каждый был неповторим
И появлялся вновь без счёта.
И целая их череда
Составилась мало-помалу -
Тех дней единственных, когда -
Нам кажется, что время стало.
Я помню их наперечёт:
Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течёт,
И солнце греется на льдине.
И любящие, как во сне,
Друг к другу тянутся поспешней,
И на деревьях в вышине
Потеют от тепла скворешни.
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
Ирина Волкова, филолог, библиотекарь МБОУ "СОШ №8 г. Красноармейска".